Что нового в законодательстве о занятости: экспертиза HeadHunter

В последнее время политики и СМИ будоражат наше сознание своими заявлениями об ужасающих новшествах, связанных с законодательством о занятости. Министр соцполитики Наталья Королевская пугает штрафами, которые «давеча были приняты на Кабмине», проверками, которые ожидают предприятия изо дня на день. Международный кадровый портал HeadHunter Украина (hh.ua) внимательно следит за всем, что происходит в законодательной работе в сфере труда и занятости. По сему, представляем Вашему вниманию обзор того, что есть в реальности, чего нет, и что ожидать в самое ближайшее время.

Итак, 1 января 2013 года вступил  в силу Закон «О занятости населения» (далее-Закон). Все основные моменты данного Закона были представлены юридическим департаментов HeadHunter Украина (hh.ua) в нашем специальном методическом материале, с которым можно ознакомиться здесь.

Этим Законом предусмотрено принятие ряда подзаконных актов, которые должны обеспечить его практическую реализацию. Кроме того, чиновники за восемь месяцев действия Закона, придумали много нового. Рассмотрим все это поподробнее.

 

Создание единой базы вакансий
Минсоцполитики хочет штрафовать предприятия за скрытие информации об имеющихся вакансиях и безосновательное начисление минимальных зарплат. Об этом заявила министр социальной политики Наталья Королевская. Обращаем внимание, что пока, это – всего лишь инициатива.
«Сегодня проблема – получить хорошую вакансию. Они раздаются как-то из-под полы. Мы предлагаем сформировать единую базу данных вакансий. И вчера на Кабмине мы приняли штрафы. Если работодатель не подал вакансию в единую базу данных, если агентство не зафиксировало вакансию в реестре, значит, за это надо будет уплатить штраф», - сказала Наталья Королевская, добавив, что разработана целая шкала финансовых санкций к работодателям.
При этом, согласно порядку взимания штрафов, факты сокрытия информации о вакансиях будут устанавливаться в ходе проверок субъектов хозяйствования, а решение наложении штрафов будет принимать глава территориального отделения уполномоченного госоргана.
Стоит отметить, что согласно п. 22 ч.1 ст. 92 Конституции, исключительно законами Украины определяются «основы гражданско-правовой ответственности; действия, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них». Это значит, что штрафы могут быть установлены только Законом Украины.
Значит, в худшем случае на заседании Кабмина мог быть разработан законопроект, которым определялись правонарушения и штрафы за них для последующего внесения  законодательной инициативы в Верховную Раду. Но если бы было именно так, то именно так и сказала бы Наталья Королевская. Она такого, как известно, не заявляла.
Идею создания единой базы вакансий вряд ли можно назвать SMART-целью. Технически, если завтра все агентства начнут заваливать центр занятости своими вакансиями, дабы формально защититься от штрафов, то через несколько месяцев произойдет тоже самое, что произошло с регистрацией баз персональных данных в Государственной службе по защите персональных данных. Как известно, госорган был завален мешками с заявлениями, не успевая их обработать. С 1 января регистрировать базы вообще ненужно, а сама Госслужба по защите персональных данных - вообще прекратит свое существование…

 

Перечень посредников в трудоустройстве
5 июня 2013 года Кабмин во исполнение ст. 41 Закона, постановлением № 400 утвердил Порядок формирования и ведения перечня субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве, и субъектов хозяйствования, осуществляющих наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у других работодателей.
Перечень этот является общедоступным и формируется с целью обеспечения: информирование населения о посредниках в сфере трудоустройства и организации сотрудничества между посредниками и территориальными органами Государственной службы занятости.
Порядок этот вступил в силу. Согласно ему, все посредники в сфере трудоустройства, должны подать заявление по форме, установленной Минсоцполитики, и зарегистрироваться в Перечне. Форма заявления еще, конечно же, не утверждена.
 

 

Получение разрешений при посредничестве в трудоустройстве
Законом были предусмотрены особые требования для посредников в сфере трудоустройства. В частности, работодатели, нанимающие работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя на условиях трудовых договоров, должны получать для этого специальные разрешения в порядке, установленном Кабмином. Речь идет о компаниях, которые занимаются аутстаффингом.

Во исполнение норм Закона о занятости  Кабмин принял постановление № 359. В частности, для получения разрешения компания должна предоставить в Государственную службу занятости, кроме всего прочего, проект трудового договора, в котором зафиксирована возможность выполнения работником работы у другого работодателя. Кроме того, в трудовом договоре должна быть предусмотрена выплата заработной платы не ниже минимальной и не ниже зарплаты, которую получает работник у работодателя за выполнение аналогичной работы.
После проверки представленных документов служба занятости проверяет отсутствие у заявителя задолженности по ЕСВ и задолженности по штрафам в соответствии с Законом о занятости, после чего принимается решение о выдаче/невыдаче разрешения, а соответствующая информация размещается на сайте службы занятости.

Постановление вступит в силу тогда, когда вступят в силу изменения в Закон о занятости. То есть, неизвестно когда. Хорошего в этом мало, поскольку получается, что на данный момент, все аутстаффинговые компании – вне закона. Работать без разрешения им нельзя, получить разрешение – тоже нельзя.

На данный момент это - все. Если появится что-то новое, юридический департамент Международного кадрового портала HeadHunter Украина (hh.ua) немедленно об этом сообщит.